top of page

О чём нам расскажут зубы?

психосоматические причины детского кариеса

В последнее время лента в интернете приносит заметки о поисках помощи мамами в случаях с детским кариесом. Не будучи стоматологом, для меня к понятию "детский кариес" относились пятнышки и дырочки. Мне всегдакакзалось, что зубы были моим слабым местом, тк себя я все время помню в кабинете стоматолога. Но оказалось, все, что я помню из детства - это такие цветочки, и зубы у детей разрушаются часто, массово, и очень выраженно.

И я стала искать ответы.

Интересно, что муж мой в свою очередь был занят подобной же темой, но с другой стороны. У него есть шикарная книга одной французкой одонтоятра Estelle Vereeck. Она более 15 лет (до написания книги, сколько на данный момент - не знаю) посвятила изучению "зубной психосоматики" на своих пациентах и пациентах коллег. Книга называется "Dent qui pousse, dent qui parle" Les dens, cles du developpement (фр.) (буквально "зубы которые говорят" или "Что говорят нам зубы" зубы ключи к развитию)

Речь там в основном идет о том как рост зубов связан с вехами развитися человеческой личности. Какие качества развиваются при прорезывании тех-иных зубов. Даже то, какими поучитальными историями сопоовождать прорезываие постоянных зубов у детей ))

Так вот там есть описание как психологические и эмоциональные проблемы отражаются на зубах. Очень, вы знаете интересно и полезно.

Книга, к сожалению на французском (которого я не знаю). Это очень весело, тк муж читает, мне находу переводит на итальянский, а я записываю уже на русском. Так что простите стилистические ошибки. Поэтому КОРОТКАЯ выжимка о молочных зубах.

Вторые моляры - чувство несправедливости

"ко мне относятся не так, как я того заслуживаю"

Пример: ребенок считает, что родители относятся к кому-то "ему равному" (брату/сестре, младшему/старшему, другому ребенку) лучше чем к нему, позволяют больше, осуждают инаказывают меньше. Или ребенок сравнивает, что его родители относятся к нему хуже, чем например родители его подружки к ней.

Первые моляры - чувство стыда, контроль сфинктеров и чистота

"я грязный"

Пример: проявляеся, если ребенка стыдят за отсутствие контроля естественых опорожнений, за испачканность вообще; у ребенка который "постоянно должен быть чистый".

Клыки - чувство угрозы физической целостности, опасности, несоблюдения территории

"я в опасности", "я беззащитен"

Пример: ребенок должен с кем-то делить комнату (маму, игрушки), так же при наличии других детей в семье и неразрешенных территориальных конфликтах между ними; или когда комната ребенка используется еще и как кабинет; проявляется у детей подвергающихся физическим наказаниям, насилию или даже угрозам, в том числе со стороны других детей;

Боковые резцы - чувство покинутости

"я не любим"

Пример: может проявляться уже при ожидании второго малыша - как конкурента в родительской любви

Центральные резцы - чувство отторжения, отверженности

"у меня нет права существовать"

Пример: ребенок чувствует, что он нежелаем, чувствует что "его слишком много" При чем здесь важно не столько как родитель видит себя и свои проявления, а как их ВСПРИНИМАЕТ САМ РЕБЕНОК и что он чувствует в поддтексте. (моё прим. ИМХО это чем-то похоже на идею 5 языков любви Чепмена, где важно не то, как сильно мы стемимся проявить нашу любовь, а то, какие действия нужны "реципиенту", тому кто эту любовь принимает, чтобы ощутить себя любимым)

Далее - виды кариеса

Верхние МОЛОЧНЫЕ зубы отвечают за отношения с отцом, нижние с матерью.

(с постоянными там по-другому, там еще и лево-право важно)

Кариес "бутылочки"

начинается с шейки зуба (резцы и клыки сверху и снизу). Ребенок стремится разрушить "барьер", отделяющий его от матери. Проявляется желание "перейти" на предыдущую стадию: ГВ или кормления из бутылочки (прим. отсюда название). Ребенок чувствует эмоциональный дефицит (Пример: мама часто отсутствует физически или емоционально или ожидается еще один ребенок)

Множественный кариес или разрушение всех молочных зубов

Возможны варианты 2х противоположных тенденций

- желание вернуться на предыдущую стадию (ГВ, младенчество), стадию полного обладания мамой. Это отражает глубокую неуверенность, недостаток привязанности (физ. и псих.). Вернуться в материнскую утробу представляется единственным решением. Отказ, нежелание расти, взрослеть.

- или наоборот, желание поскорее вырасти и преждевременно избавиться от "родительского наследия", представленного молочными зубами

(прим. ИМХО - в любом случае это "побег от проблемы", тк ребенок не может ее эмоционально пережить с теми ресурсами, которыми он располагает на данный момент)

В дополнение расскажу

наш пример - где-то в 1,5года у малого на верхнем центральном резце появилось пятно, при чем росло и темнело оно просто на глазах, стал появляться ободочек на шейке зуба. Ну кроме всего прочего (приема стоматолога с Ds. кариес, совета чистить зубы после каждого приема пищи и контроля ч-з месяц) муж перечитал еще раз эти материалы, посмотрел с чем м.б. связано и сам себе признался, что нужно пересмотреть свое отношение (внутреннее). Тк- муж до 40 лет жил по своим правилам и расписаниям, без семьи итп. И, при всей любви к ребенку ощущалось, что ему "слишком много" ежеминутного присутсвия мелкого и удоветворения всех его потребностей в т.ч. эмоциональных. Так вот, через месяц пятно посветлело, ушел темный центр. Оно осталось, но зубу уже ничего не угрожает, даже стоматолог удивился.

Что для меня странно было в этой ситуации, что ИМХО у нас в семье папа (муж) намного эмоциональнее и эмпатичнее мамы. Это я могу "уйти в себя", отстраниться от ребенка, особенно в младенческом возрасте, когда 24/7 с ребенком была я; я реально признавалась (себе и мужу) что "мне его много". Но ребенок ощутил этот недостаток от папы, а не от меня. А за меня хотел "спятаться" (см. кариес "бутылочки")

P.S. Обещаю - как нибудь доберусь до прорезывания постоянных и поучительных историй связанных с ними

Метки:


Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page